Искусство цвета

Более 50 лет назад была издана первая книга «Искусство цвета» Иоханеса Иттена, и она до сих пор популярна среди художников, дизайнеров, фотографов, стилистов и других творческих профессий. Давайте разберемся почему…

Искусство цветаНазвание: «Искусство цвета»
Автор: Иоханес Иттен
Год издания: 1961 (1-е издание)
Категория: Искусство, Рисование


В книге всего порядка 80 листов, но даже на таком количестве страниц виден монументальный подход. В начале даются основы физики цвета, на котором базируются теории и выводы. В пух и прах разносятся идея цветового круга Оствальда и других исследователей. Предлагается много полезной информации про виды цветовых контрастов и цветовых гармоний, цветовой круг и цветовой шар, смешение цветов, воздействие цвета на форму, пространственное воздействие цвета, и как освещение влияет на восприятие цвета и т.д.

Самое главное изобретение Иттена — это его цветовой круг, состоящий из 12 секторов, на основе которого строится вся теория и практика работы с цветом по всему миру.

Искусство цвета

Очень чувствуется, что было проведено масштабное изучение темы колористики и проделано множество упражнений, опытов, которые на практике доказывают мысли автора.

Это книга открытый и инсайтов для меня. Мне стало понятно за счет чего создаются цветовые иллюзии в картинах, почему кубисты придавали такое большое значение сочетанию формы и цвета, почему так важно изучать природу и рисовать с натуры.

В книге дается много практических упражнений, но из-за недостатка иллюстраций, непонятно, как правильно их выполнять. Зато теперь ясно откуда идут корни цветовых карт, цветового круга и смешения цветов, которые даются практически во всех курсах по рисованию. Узнать информацию из первоисточника — бесценно.

Например, есть 7 видов контрастов, и их целесообразно изучать на примерах хороших работ мастеров, которые нравятся именно вам.

1. Контраст цветовых сопоставлений
2. Контраст светлого и тёмного
3. Контраст холодного и тёплого (теневой — солнечный, прозрачный — непрозрачный, успокаивающий — возбуждающий, жидкий — густой, воздушный — земной, далёкий — близкий)
4. Контраст дополнительных цветов(жёлтый — фиолетовый, оранжевый — синий, красный — зелёный)
5. Симультанный контраст (создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке)
6. Контраст насыщенности
7. Контраст цветового распространения (пропорции в сочетании цветов)

Кстати, что-то из этого я уже изучала на курсе фотографии, когда был урок по композиции.

Также, знания, которые дает Иттен в своей книге, полезны, чтобы понять, что хорошая картина — это не только интуиция, творчество и вдохновение, но и логическое мышление при подборе цветовой палитры. Матисс писал: «При правильной постановке дела выясняется, что процесс написания картины не менее логичен, чем процесс постройки здания».

Матисс, кстати говоря, прежде чем начать писать маслом, делал маленькие наброски предполагаемых картин и чернилами надписывал названия цветов, помечая их расположение. Другими словами, он, подобно Родену и многим другим мастерам, логически продумывал и рассчитывал цветовую композицию, которую в процессе работы либо осуществлял, либо отбрасывал в зависимости от своего интуитивного ощущения.

Это все доказывает, как важно знать изучать колористику и искусство цвета.

Искусство цвета

Недостатки

На мой взгляд их немного. Это:

 

    • Сложность. Сказывается то, что книга была написана очень давно. В ней много устаревших или просто сложных узкоспециализированных слов. Честно говоря, пришлось почти все время лезть в словарь и расшифровывать значения слов.

 

    • Мало иллюстраций. Автор ссылается на известные картины и полотна, и я понимаю, что возможно в те времена не было возможности разместить их в книге, но хотя для упражнений можно было сделать чуть больше иллюстраций.

 

Но эти недостатки совершенно не мешают книге быть гениальным пособием для всех творческих специальностей. И кстати, я бы с удовольствием изучила еще с десяток книг на эту тему, только уже более современных.

А какой цвет вы любите больше всего? Я оранжевый =)

Post Author: Anntre

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + одиннадцать =